Методы анализа финансовой отчетности

Рисунок 1

Чтобы понять, успешно ли предприятие или существует риск закрытия, загляните в его финансовую отчетность. Именно там фиксируются вся выручка, прибыль, задолженность и другие важные показатели. Благодаря этому принимаются грамотные управленческие решения, которые позволяют вывести фирму из кризиса и поднять показатели за квартал.

Но как их прочитать, если вы не бухгалтер?

Понятие анализа финансовой отчетности

Анализ финансовой отчетности — один из важнейших процессов оценки компании. С его помощью можно легко узнать о текущем положении дел в организации, отследить тенденцию, определить главные проблемы и найти пути их устранения. Анализ финансовой отчетности осуществляется только при наличии бухгалтерской отчетности.

Ее основные формы — это Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Основываясь на этих документах, можно рассчитать все основные коэффициенты и финансовые показатели.

Кому пригодится анализ финансовой отчетности предприятия:

  • менеджерам и руководителям;
  • инвесторам;
  • акционерам;
  • владельцам бизнеса;
  • поставщикам и подрядчикам;
  • налоговым органам и арбитражным управляющим.

Благодаря вариативности методов анализа можно определить не только визуальное изменение строк отчетности, но и ключевые финансовые показатели компании, такие коэффициенты, как: ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность, уровень деловой активности, удельный вес показателей и динамику развития организации.

Коэффициенты анализа финансовой отчетности

Рисунок 2

Нет смысла пытаться запомнить и перечислить все показатели коэффициентного анализа финансовой отчетности — их более двухсот. Однако все они делятся на 4 группы:

  • оборачиваемость активов;
  • ликвидность;
  • рыночная стоимость;
  • рентабельность.

Коэффициенты у каждой группы рассчитываются в зависимости от цели и пользователей, для которых предназначен анализ бухгалтерской финансовой отчетности.

Оборачиваемость активов

К данной группе можно отнести такие коэффициенты, как оборачиваемость активов, оборачиваемость оборотных активов, оборачиваемость материально-производственных запасов и оборачиваемость дебиторской задолженности.

Коэффициент общей оборачиваемости активов показывает количество их оборотов за определенное время, т. е. скорость, с которой оборачивается весь капитал производства. Рост этого коэффициента означает ускорение кругооборота средств производства или инфляционный рост, а снижение — замедление кругооборота средств компании.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает скорость оборота всех материальных и денежных ресурсов предприятия.

Оборачиваемость материально-производственных запасов или фондоотдача — отношение суммы выручки от реализации к средней стоимости основных средств в течение года.

Рост коэффициента означает повышение эффективности использования основных средств. Он достигается благодаря росту выручки от реализации либо снижению остаточной стоимости основных средств.

Снижение фондоотдачи связано с внедрением новых производственных мощностей, дорогим ремонтом оборудования или модернизацией, которая впоследствии приведет как к росту выручки, так и к дополнительному росту показателя фондоотдачи.

Коэффициент отдачи собственного капитала или дебиторской задолженности показывает, сколько рублей выручки приходится на 1 рубль вложенного собственного капитала.

Это наиболее общая характеристика. Увеличение коэффициента при относительно стабильном значении показателя собственного капитала говорит об активности предприятия на рынках сбыта, а уменьшение — либо о проблемах с реализацией, либо об увеличении доли собственного капитала, который в рассматриваемый период используется недостаточно эффективно.

Ликвидность

Главное условие стабильной компании — возможность погасить свои обязательства за счет продажи текущих активов. Коэффициент ликвидности характеризует платежеспособность организации, то есть способность оперативно продать активы по цене, близкой к рыночной.

Чем проще и быстрее реализовать актив по цене, близкой к рыночной, тем он более ликвиден. Предприниматель может столкнуться с высоколиквидными, низколиквидными и неликвидными активами.

К этой группе коэффициентов анализа финансовой отчетности относятся показатели текущей, абсолютной и быстрой ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности. Самый часто используемый показатель. Он характеризует способность компании погашать краткосрочную задолженность за счет только оборотных средств.

Его рассчитывают по формуле:

Текущая ликвидность = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

Чем больше полученное значение, тем лучше обстоят дела у фирмы. Нормальный коэффициент — 1, ниже — высокий финансовый риск, а больше 3 — капитал распределен нерационально.

Коэффициент абсолютной ликвидности. Определяет долю краткосрочных обязательств, которые фирма может погасить за счет наиболее легко реализуемого имущества.

Формула коэффициента абсолютной ликвидности:

Абсолютная ликвидность = (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства

Нормальное значение находится в пределах от 0,2 до 0,5 единицы — предприятие способно погасить этот объем обязательств по первому требованию кредиторов. Чем больше цифра, тем лучше положение компании.

Однако значение больше 0,5 говорит о неоправданных задержках высоколиквидных активов.

Коэффициент быстрой ликвидности. Показывает способность компании погасить краткосрочную задолженность, продав имущество фирмы за короткий отрезок времени.

Формула коэффициента быстрой ликвидности:

Быстрая ликвидность = (Краткосрочная дебиторская задолженность, Краткосрочные финансовые вложения, Денежные средства) / Текущие обязательства.

Значение меньше 0,7 говорит о неблагоприятном положении дел, число в промежутке от 0,7 до 1 — допустимо, поскольку ведение бизнеса с наличием долга обычная практика. Однако если значение меньше 1 — компания не сможет быстро погасить все кредиты собственным капиталом.

Расчетное 1 — компания быстро погасит все задолженности из имеющихся финансов, а если число больше 1, то на балансе еще останутся средства.

Рыночная стоимость

Показатель, который основывается на финансовой устойчивости организации. В него входят следующие коэффициенты:

  • капитализации (Кк);
  • финансовой независимости (Кнезав);
  • финансирования (Кфз);
  • финансовой устойчивости (Кфин. уст).

Коэффициент капитализации (Кк). Показывает, каких средств у предприятия больше — собственных или заемных.

Формула расчета:
Кк = Заемный капитал / Собственный капитал
Он также говорит о количестве заемных средств, привлеченных предприятием на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. Чем меньше величина коэффициента, тем устойчивее финансовое положение организации.
Коэффициент финансовой независимости (Кнезав). Определяет, насколько предприятие может снизить долю активов, не ущемляя интересов кредиторов. Чем выше доля, тем стабильнее фирма.

Формула расчета:

Кнезав. = Собственный капитал / Валюта баланса

Коэффициент финансирования (Кфз). С его помощью можно увидеть, какая часть производства финансируется из собственных средств, а какая — из привлеченных инвестиций.

Формула расчета:

Кфз = Собственный капитал / Заемный капитал

Если расчет показал меньше 1, то большая часть относится к заемным средствам. Это свидетельствует о неплатежеспособности, высоком финансовом риске и является поводом отказать в предоставлении кредита.

Коэффициент финансовой устойчивости (Кфин. уст.). Показывает долю организации, финансируемой из источников, которые могут использоваться долгое время.

Расчетная формула:

Кфин. уст. = (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса
Если расчет находится в пределах 80–90%, то финансовое положение стабильно.

Рентабельность

Данные коэффициенты отражают степень прибыльности и эффективности использования ресурсов. Они рассчитываются как отношение чистой прибыли к сумме активов, с помощью которых она была получена.

Коэффициенты рентабельности бывают:

  • оборотных средств;
  • продаж;
  • активов;
  • собственного капитала.

Коэффициент рентабельности оборотных средств. Показывает эффективность применения ресурсов на производстве. Чем меньше их задействовано для получения прибыли, тем рентабельнее.

Формула расчета:

Рентабельность оборотных средств = Чистая прибыль / оборотные средства

Значение больше 1 — эффективное использование ресурсов, если итог отрицательный — работа организована неправильно.

Коэффициент рентабельности продаж. Говорит о прибыльном или убыточном характере производства.

Формула расчета:

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка х 100%
Число от 1 до 5% говорит, что предприятие низкорентабельно, от 5 до 20% — среднерентабельно, от 20 до 30% — высокорентабельно.
Коэффициент свыше 30% говорит о сверхрентабельности.
Коэффициент рентабельности активов. Способность активов фирмы приносить прибыль.

Формула расчета:

Рентабельности активов = прибыль за период / средняя величина активов за период х 100%
Для организации из сферы финансов нормой является 10%, для производства 15–20%, для торговли 15–40%.

Коэффициент рентабельности собственного капитала. Указывает, насколько эффективно применены инвестиции в производство.

Формула расчета:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/ Собственный капитал х 100%.

Чем выше расчетное число, тем более грамотно употреблены вложения. Для России считается нормой 20%.

Основные методы анализа финансовой отечности

Рисунок 3

Выделяют следующие основные методы анализа финансовой отчетности:

  • Чтение бухгалтерской отчетности.
  • Горизонтальный анализ.
  • Вертикальный анализ.
  • Трендовый анализ.
  • Расчет и анализ финансовых коэффициентов.

Чтение бухгалтерской отчетности, как один из методов анализа, предполагает изучение абсолютных показателей: анализ активов и источники их появления. Главными недостатками этого метода считаются трудозатратность и неглубокая оценочность. Без дополнительных вычислений тяжело точно определить изменения, произошедшие в структуре баланса.

Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютное и относительное изменение бухгалтерской отчетности в выбранный промежуток времени. В отличие от первого метода очень точно показывает причину снижения или увеличения активов, пассивов и чистой прибыли организации. Однако нет возможности определить долю показателей в структуре финансовой отчетности, платежеспособность и эффективность компании.

Вертикальный анализ показывает удельный вес статей отчетности в общем итоге годового баланса, но нет возможности определять абсолютное и относительное изменение по строкам. Применение данного анализа поможет руководителям компании определять задачи фирмы в финансово-экономических вопросах. Например, анализировать состав обратных активов или обязательств, а на основе полученных результатов выбирать финансовую стратегию. Кроме того, с помощью этого метода можно выявлять фиктивную платежеспособность организации по краткосрочным обязательствам.

Трендовый анализ помогает определить тенденцию и спрогнозировать динамику изменения показателей отчетности. Позволяет выстроить прогноз финансового состояния фирмы. Наличие убытков прошлых лет и рост долгосрочных займов в течение нескольких лет не проходят бесследно. Исходя из этого, можно сделать прогноз: как минимум в двух последующих периодах у фирмы будут проблемы с финансовой стабильностью. При этом, используя трендовый анализ, информация о долях и уровне их изменения останется неизученной.

Финансовые коэффициенты являются неотъемлемой частью анализа. С их помощью определяются финансовое состояние организаций, платежеспособность, эффективность и уровень деловой активности. Например, одновременное снижение коэффициента рентабельности продаж и оборачиваемости запасов, указывает на затоваривание, а оборот кредиторской задолженности покажет, сколько нужно времени компании для погашения задолженности перед контрагентами. Основная проблема — расчет коэффициентов производится строго при наличии бухгалтерской отчетности. В случаях ее отсутствия или недостатка информации применить метод будет невозможно.

Определить наиболее эффективный метод нельзя, для анализа финансовой отчетности необходимо использовать все перечисленные приемы. Только в таком случае будет получена максимальная информация о финансовом состоянии контрагента, его эффективности и платежеспособности.

В современных информационно-аналитических системах реализованы все методы анализа финансовой отчетности, с их помощью можно за считаные минуты выявлять негативные факторы в деятельности компании.

Благодаря сервису Глобас можно получить экспресс-анализ финансовой отчетности за несколько минут. Чтобы узнать подробности, звоните по телефону, указанному на сайте, или оставьте заявку.
Ждем вас!

Получите бесплатный доступ и презентацию Системы Глобас

Заполните данные, чтобы получить бесплатный тестовый доступ к Системе Глобас на три дня. Отправляя данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы, то позвоните нам по телефону: 8 800 600-84-14 или напишите на E-mail: office@credinform.ru

Мы используем файлы cookie и другие аналогичные технологии для сбора и анализа статистики, чтобы повысить качество сайта.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием таких файлов.
Подробнее