Статья
Импортозамещение: прекратить нельзя продолжить

Насколько эффективно реализуется правительственная программа по импортозамещению, и следует ли от нее отказаться в случае снятия санкций

По прошествии почти трех лет с момента принятия правительственной программы по импортозамещению эксперты разошлись в оценках ее эффективности, а также целесообразности продолжения.

Корень зла. Все чаще в последнее время говорят о возможности снятия антироссийских санкций, все чаще в связи с этим раздаются оптимистические прогнозы, касающиеся отечественной экономики. Вкупе с укреплением курса рубля и ростом цен на нефть предполагается, что снятие санкций поднимет и оздоровит нашу забуксовавшую экономику. Однако, более глубокий анализ показывает, что не санкции мешают ее стабильному развитию. Запоздалые реформы Правительства, несовершенство законодательства, а также волатильность экономической политики стали причиной длительной стагнации ключевых отечественных отраслей и рынков. Таким образом, санкции лишь показали нам слабость экономики, в первую очередь ее финансового сектора, который оказался не способен обеспечить реальный сектор длинными дешевыми деньгами. Становится очевидным, что важность правительственной программы по импортозамещению обусловлена не действующими санкциями, а необходимостью преодоления экономического кризиса.

Хотели как лучше. О необходимости экономических реформ заговорили намного раньше введения санкций, и это еще раз подтверждает важность программы Правительства по импортозамещению, рассчитанной до 2020-го года. Однако, последние отчеты различных министерств и ведомств говорят о том, что в нынешнем виде она практически перестала приносить пользу, реализация ее потенциала находится на крайне низком уровне. Преференциями, предусмотренными программой, смогли воспользоваться лишь немногие предприятия, в целом же бизнес продолжает искать пути выхода из кризиса самостоятельно. Одной из причин плохой реализации программы называют укрепление рубля: рост реальных доходов населения обусловил возврат потребителей к импортным товарам. Краткосрочное преимущество, которое получил ряд экспортноориентированных отраслей от падения курса рубля и введения санкций и контрсанкций, не было подкреплено преобразованиями, которые стали бы основой устойчивого роста в долгосрочном периоде. Однако списывать неудачи программы лишь на курс национальной валюты неправильно. Сами законодательные инициативы, направленные на импортозамещение, оказались несовершенными.

Курс новый, цели старые. Сразу за отменой санкций экономический рост не последует, так как для этого не созданы условия внутри страны. Принятый Правительством курс импортозамещения необходимо продолжать, так как основной его целью является формирование именно таких условий. Однако, данный курс нуждается в корректировке, а политика импортозамещения должна диктоваться не санкциями, а интересами развития экономики. Важнейшими факторами обеспечения экономического роста являются труд и капитал, состояние обоих находится на крайне низком уровне, и оно продолжает ухудшаться, как по количеству, так и по качеству. Рабочая сила не отвечает требованиям современной экономики; отсутствуют инвестиций в производство, следовательно, нет инфраструктуры. Кроме того, события последних лет показали несовершенство нашего налогового законодательства. Оно не должно быть одинаковым для всех, потому что у разных отраслей разные издержки и рентабельность. Необходимо смещать налоговую нагрузку с отраслей, развитие которых является приоритетным, на спекулятивные виды деятельности, финансовые в первую очередь. Но, возможно, наибольшее значение для успеха программы импортозамещения будет иметь последовательность, прозрачность и предсказуемость работы Правительства (ранее мы уже писали об этом – см. Статью от 26.01.2017). В экономической политике недопустимы резкие движения, волатильность. Эта политика должна быть долгосрочной, рассчитанной на многие годы. Каждое решение должно быть взвешенным, продуманным и просчитанным. Ведь только в таких условиях бизнес сможет эффективно спланировать свою деятельность и реализовать намеченные цели.

Статья
Требования к участникам государственных закупок стали строже

В конце 2016 года в законодательство о закупках были внесены изменения, о сути которых мы в кратком изложении расскажем ниже.

  • Федеральный закон от 28.12.2016 №474-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширил возможности участия отдельных федеральных государственных унитарных предприятиях в закупках товаров, работ, услуг.

Это касается предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий позднее, по согласованию с Администрацией Президента России, был утвержден Распоряжением Правительства России от 31.12.2016 №2931-р «Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства».

Заключение этими предприятиями гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг теперь попадает под действие Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и выведено из-под действия Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также установлено, что действие Федерального закона №44-ФЗ не распространяется на закупки товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией и избирательными комиссиями субъектов РФ, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Закон вступил в силу с 1 января 2017 года.

  • Федеральным законом от 28.12.2016 №489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расширен предусмотренный статьей 31 данного закона перечень обязательных требований к участникам закупки и установлены единые требования к участникам закупок.

Одним из важнейших требований теперь является отсутствие у участника закупки (физического лица, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица) судимости за преступления в сфере экономики. Действие этой нормы не распространяется на лиц, с погашенной или снятой судимостью. К исключениям из такого правила также относятся случаи, если такая судимость не связана с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) или дисквалификацией, относящимся к поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки.

В качестве требований, предъявляемых к участнику закупки, установлено также отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями УК РФ о незаконном участии в предпринимательской деятельности, о получении, даче взятки или посредничестве во взяточничестве. В случаях, когда такая судимость погашена или снята, ограничения применяться не будут.

Перечень обязательных требований дополнен также условием отсутствия привлечения участника закупки (юридического лица) к административной ответственности по статье о незаконном вознаграждении от имени юридического лица КоАП РФ.

  • Федеральным законом от 28.12.2016 №500-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уточнены случаи, при которых может осуществляться закупка у единственного поставщика.

Законом установлено, что на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства (дипломатические представительства, консульские учреждения или торговые представительства РФ и т.п.) при осуществлении закупок не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей.

Ознакомится с полным объемом информации о закупках возможно в Информационно-аналитической системе Глобас-i. Раздел системы «Аналитика закупок» содержит функционал для анализа информации о закупках и тендерах. С помощью специально разработанных специалистами Информационного агентства Credinform инструментов и фильтров имеется возможность систематизировать данные об участниках закупок, товарах и ценах. Полученная в результате анализа закупок информация поможет найти нужного контрагента, выбрать маркетинговую стратегию, сформировать ценовую политику.