Статья
Требования к участникам государственных закупок стали строже

В конце 2016 года в законодательство о закупках были внесены изменения, о сути которых мы в кратком изложении расскажем ниже.

  • Федеральный закон от 28.12.2016 №474-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширил возможности участия отдельных федеральных государственных унитарных предприятиях в закупках товаров, работ, услуг.

Это касается предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий позднее, по согласованию с Администрацией Президента России, был утвержден Распоряжением Правительства России от 31.12.2016 №2931-р «Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства».

Заключение этими предприятиями гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг теперь попадает под действие Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и выведено из-под действия Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также установлено, что действие Федерального закона №44-ФЗ не распространяется на закупки товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией и избирательными комиссиями субъектов РФ, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Закон вступил в силу с 1 января 2017 года.

  • Федеральным законом от 28.12.2016 №489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расширен предусмотренный статьей 31 данного закона перечень обязательных требований к участникам закупки и установлены единые требования к участникам закупок.

Одним из важнейших требований теперь является отсутствие у участника закупки (физического лица, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица) судимости за преступления в сфере экономики. Действие этой нормы не распространяется на лиц, с погашенной или снятой судимостью. К исключениям из такого правила также относятся случаи, если такая судимость не связана с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) или дисквалификацией, относящимся к поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки.

В качестве требований, предъявляемых к участнику закупки, установлено также отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями УК РФ о незаконном участии в предпринимательской деятельности, о получении, даче взятки или посредничестве во взяточничестве. В случаях, когда такая судимость погашена или снята, ограничения применяться не будут.

Перечень обязательных требований дополнен также условием отсутствия привлечения участника закупки (юридического лица) к административной ответственности по статье о незаконном вознаграждении от имени юридического лица КоАП РФ.

  • Федеральным законом от 28.12.2016 №500-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уточнены случаи, при которых может осуществляться закупка у единственного поставщика.

Законом установлено, что на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства (дипломатические представительства, консульские учреждения или торговые представительства РФ и т.п.) при осуществлении закупок не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей.

Ознакомится с полным объемом информации о закупках возможно в Информационно-аналитической системе Глобас-i. Раздел системы «Аналитика закупок» содержит функционал для анализа информации о закупках и тендерах. С помощью специально разработанных специалистами Информационного агентства Credinform инструментов и фильтров имеется возможность систематизировать данные об участниках закупок, товарах и ценах. Полученная в результате анализа закупок информация поможет найти нужного контрагента, выбрать маркетинговую стратегию, сформировать ценовую политику.

Рэнкинг
Крупнейшие российские производители пластмассовой упаковки по коэффициенту чистой прибыли

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских производителей пластмассовой упаковки. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании отрасли (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту чистой прибыли (Таблица 1).

Коэффициент чистой прибыли (%) рассчитывается как отношение чистой прибыли (убытка) к выручке от реализации. Коэффициент характеризует уровень прибыли компаний от продаж. Нормативного значения показателя не установлено. Рекомендуется сравнивать компании одной отрасли, либо изменение коэффициента во времени по конкретному предприятию. Отрицательное значение показателя свидетельствует о наличии чистого убытка. Чем выше значение показателя, тем эффективнее работа предприятия.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент чистой прибыли, индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших российских производителей пластмассовой упаковки (ТОП-10)
НаименованиеЧистая прибыль 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г. к 2014 г., +/- %Коэффициент чистой прибыли 2014 г., %Коэффициент чистой прибыли 2015 г., %Индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i®
ООО АЙ-ПЛАСТ
ИНН 1651057721 Республика Татарстан
679,6 3 787,8 19 16,21 17,94 210
Высокий
НАО ПОЛИМЕРБЫТ
ИНН 7721035813 г. Москва
476,1 2 743,4 18 19,69 17,36 227
Высокий
НАО СИЛД ЭЙР КАУСТИК
ИНН 3448003994 Волгоградская область
741,4 4 915,2 26 11,92 15,08 153
Наивысший
ООО АЛПЛА
ИНН 5056000026 Московская область
786,8 6 694,7 33 5,29 11,75 170
Наивысший
ООО БИАКСПЛЕН Т
ИНН 7017296800 Томская область
293,8 3 849,3 84 -0,19 7,63 286
Высокий
НАО РЕТАЛ
ИНН 7704521059 Московская область
705,4 16 072,9 17 1,96 4,39 210
Высокий
НАО ДАНАФЛЕКС
ИНН 1622003425 Республика Татарстан
96,1 2 885,3 26 0,41 3,33 235
Высокий
ООО ХУХТАМАКИ С.Н.Г.
ИНН 7724000760 Московская область
150,6 5 074,4 21 1,35 2,97 218
Высокий
ООО ПОЛИМЕР
ИНН 6724001017 Смоленская область
88,7 3 368,8 59 0,00 2,63 229
Высокий
НАО АРТПЛАСТ
ИНН 5037050871 г. Москва
45,9 4 784,6 14 0,22 0,96 219
Высокий
Итого по группе компаний ТОП-10 4 064,4 54 176,4 26* 5,69* 8,40*  
Итого по группе компаний ТОП-100 4 868,8 141 490,5 30* -0,71** 1,73**  

*) - среднее значение по группе компаний
**) - среднее значение по отрасли

Среднее значение коэффициента чистой прибыли в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. значительно выше, чем в среднем по отрасли. При этом у девяти компаний в группе ТОП-10 значение показателя в 2015 году увеличилось по сравнению с предыдущим периодом. У одной компании - НАО ПОЛИМЕРБЫТ значение показателя снизилось на 2,33%.

Коэффициент чистой прибыли крупнейших российских производителей пластмассовой упаковки (ТОП-10)
Рисунок 1. Коэффициент чистой прибыли крупнейших российских производителей пластмассовой упаковки (ТОП-10)

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 38% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует об относительно невысоком уровне монополизации и высокой конкуренции в данной отрасли. Так, доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - НАО РЕТАЛ - в суммарной выручке группы компаний ТОП-100 составила 11% (Рисунок 2).

Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %
Рисунок 2. Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %

Всем компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства. Все компании ТОП-10 в 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом увеличили чистую прибыль и выручку.

Показатели производства пластмассовой упаковки в натуральном выражении в период с 2010 г. по 2016 г. не отличаются стабильностью, о чем говорят данные рассчитанные на основе сведений Федеральной службы государственной статистики (Таблица 2).

Таблица 2. Темпы роста / снижения производства продукции в натуральном выражении от года к году, +/- %
Виды продукции2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из полимеров 3,4 26,1 11,7 2,5 4,9 15,1
Изделия упаковочные полимерные прочие 50,6 14,7 5,5 -2,9 2,8 6,5
Мешки и сумки из полимеров 6,7 43,8 25,5 -3,4 2,3 20,6
Пленки поливинилхлоридные и полистирольные 15,3 1,7 3,0 231,4 -43,2 -46,1
Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости полимерные вместимостью свыше 300 л. 46,9 1,4 757,5 -47,1 -7,6 -86,3
Среднее значение по всем видам продукции 24,6 17,5 160,6 36,1 -8,2 -18,0

*) В Таблице 2 красной заливкой отмечен спад производства, зеленой заливкой – рост. Интенсивность цвета зависит от величины показателя.

В период с 2010 г. по 2016 г. наибольшей стабильностью отличались производство бутылей и бутылок из полимеров.

Предприятия по производству пластмассовой упаковки распределены по территории страны неравномерно и концентрируются в промышленно развитых регионах, обладающих инфраструктурой для высокотехнологичного производства. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших компаний отрасли по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 33 регионах России (Рисунок 3).

Распределение 100 крупнейших российских производителей пластмассовой упаковки по регионам России
Рисунок 3. Распределение 100 крупнейших российских производителей пластмассовой упаковки по регионам России