Вестник
В России регистрируется больше компаний

При всех сложностях, с которыми сегодня сталкивается российский бизнес, число зарегистрированных организаций в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) не снижается, а напротив, постепенно растёт. На 1.07.2016 г. количество активных организаций в стране достигло 4,8 млн, причем за год показатель увеличился на 24,3 тыс. (или на 0,5%). Россия вплотную приблизилась к планке в 5 млн действующих компаний и по этому параметру уверенно входит в первую десятку государств мира. В настоящее время в США зарегистрировано порядка 24,5 млн фирм; Великобритании - более 9,1 млн; Бразилии - 8,3 млн; Франции - 7,7 млн; Японии - 4,1 млн; Италии - 3,7 млн; Германии - 3,3 млн.

Таким образом, используемый в настоящем анализе индикатор численности субъектов бизнеса, помогает на практике проиллюстрировать масштаб экономики, представить уровень развития бизнес-среды и предпринимательской активности.

Всего за последние 6 лет в России появилось более 389 тыс. новых юридических лиц (созданных вновь или в результате реорганизации). Это реальные субъекты экономический деятельности, выплачивающие налоги в бюджет, дающие рабочие места и производящие конечный продукт или оказывающие услуги (см. рисунок 1).

Число и динамика зарегистрированных в России юридических лицРисунок 1. Число и динамика зарегистрированных в России юридических лиц

Наиболее востребованной организационно-правовой формой предприятия в РФ является общество с ограниченной ответственностью (ООО), на долю которого по состоянию на 1.07.2016 г. пришлось 82,4% от всех зарегистрированных организаций или 3,9 млн юридических лиц. Такая популярность объясняется простотой регистрации и сниженным риском ответственности, ограниченной размерами внесенных учредителями вкладов.

Далее по распространенности идут некоммерческие организации, которых в стране насчитывается 14% от общего числа зарегистрированных юридических лиц. К ним относят:

  • государственные и муниципальные учреждения – 254 тыс. шт.;
  • юридические лица, регистрируемые в соответствии со специальным порядком Минюста России – 217,5 тыс. шт. (политические партии, общественные объединения, религиозные организации, отделения международных организаций и НКО);
  • потребительские кооперативы – 89,6 тыс. шт.;
  • прочие некоммерческие организации – 106 тыс. шт

На непубличные и публичные акционерные общества – НАО и ПАО приходится всего лишь 2,4% от всех зарегистрированных на настоящий момент юридических лиц в России: 93,1 тыс. шт. и 22,6 тыс. шт. соответственно.

Структура зарегистрированных в России организаций по их организационно-правовой форме, на 1.07.2016 г.Рисунок 2. Структура зарегистрированных в России организаций по их организационно-правовой форме, на 1.07.2016 г.

Статистика распределения зарегистрированных организаций по федеральным округам на 1.07.2016 г. выглядит следующим образом: Центральный ФО аккумулирует 37,7% от всех зарегистрированных юридических лиц, что в числовом выражении составляет 1,8 млн. На втором месте с долей 16,3% находится Приволжский ФО, где действуют 778,3 тыс. организаций. Замыкает тройку лидеров Северо-Западный ФО – 13% или 622,0 тыс. юридических лиц.

В Крымском ФО после воссоединения с РФ, прошли процедуру перерегистрации по российскому законодательству или открылись вновь 40,6 тыс. организаций: в Республике Крым - 30,6 тыс. шт., Севастополе – 10 тыс. шт. (28 июля 2016 г. Крымский ФО вошел в состав Южного ФО).

Число зарегистрированных в России организаций по федеральным округам, на 1.07.2016 г.Рисунок 3. Число зарегистрированных в России организаций по федеральным округам, на 1.07.2016 г.

В региональном разрезе больше всего организаций зарегистрировано в Москве – 1,1 млн. юридических лиц, Санкт-Петербурге – 369,8 тыс. и Московской области – 236,9 тыс. На три лидирующие территории приходится 35,4% от всех компаний и учреждений РФ. Семь следующих субъектов увеличивают эту долю до 54,1%. Это обстоятельство говорит о крайне неравномерном распределении предпринимательской активности, обусловленной особенностью расселения по территории страны и, отчасти, проводимой бюджетной политикой (перетекание людских и финансовых потоков в несколько ключевых регионов при большом количестве дотационных депрессивных территорий).

В Москве число организаций за год сократилось на 4,8 тыс., а в Санкт-Петербурге, напротив, увеличилось на 10,5 тыс. Северная столица демонстрирует максимальное увеличение числа организаций в целом по стране.

Таблица 1. Регионы с наибольшим абсолютным числом зарегистрированных юридических лиц (ЮЛ)

Регион Число зарегистрированных ЮЛ на 1.07.2016 г. Прирост/снижение числа зарегистрированных ЮЛ к 1.07.2015 г. Доля в общем числе зарегистрированных ЮЛ на 1.07.2016 г., %
      Всего %  
1 Москва 1 082 135 -4 792 -0,4 22,7
2 Санкт-Петербург 369 835 10 459 2,9 7,8
3 Московская область 236 926 -61 0,0 5,0
4 Свердловская область 165 462 -3 324 -2,0 3,5
5 Краснодарский край 143 480 2 188 1,5 3,0
6 Новосибирская область 136 645 -2 998 -2,1 2,9
7 Республика Татарстан 124 477 5 968 5,0 2,6
8 Челябинская область 111 538 2 405 2,2 2,3
9 Самарская область 109 632 -2 898 -2,6 2,3
10 Нижегородская область 100 449 3 042 3,1 2,1
  Всего по топ-10 2 580 579 9989 0,4 54,1

В таблице 2 представлены регионы-лидеры по относительному приросту числа зарегистрированных организаций за год. За исключением уже упомянутых Республики Крым и Севастополя, в лидерах оказались Вологодская и Воронежская области, где количество юридических лиц увеличилось на 6,6% и 5,7% соответственно. Прирост на более чем 5% также зафиксирован в Удмуртской Республике, Республике Татарстан и Ивановской области. В целом в 46 субъектах отмечена положительная динамика по регистрации новых юридических лиц.

Таблица 2. Регионы с наибольшим относительным приростом и снижением числа зарегистрированных юридических лиц (ЮЛ).

Регион Прирост/снижение числа зарегистрированных ЮЛ за год, % Число зарегистрированных ЮЛ на 1.07.2016 г. Число зарегистрированных ЮЛ на 1.07.2015 г.
1 Республика Крым 19,1 30 627 25 725
2 Севастополь 18,5 9 970 8 414
3 Вологодская область 6,6 44 905 42 115
4 Воронежская область 5,7 58 084 54 935
5 Удмуртская Республика 5,1 41 615 39 613
6 Республика Татарстан 5,0 124 477 118 509
7 Ивановская область 5,0 35 675 33 989
8 Чеченская Республика 4,4 10 169 9 743
9 Ульяновская область 3,5 28 803 27 819
10 Пермский край 3,2 80 903 78 426
... ... ... ... ...
76 Иркутская область -2,9 60 821 62 633
77 Кировская область -4,2 36 355 37 938
78 Волгоградская область -4,3 51 240 53 517
79 Магаданская область -5,1 4 635 4 885
80 Республика Ингушетия -5,6 4 980 5 275
81 Чукотский АО -5,9 946 1 005
82 Республика Алтай -6,7 5 930 6 353
83 Курская область -6,7 22 128 23 710
84 Республика Северная Осетия -7,3 10 000 10 790
85 Республика Калмыкия -9,1 4 797 5 277

В 39 субъектах Федерации наблюдается противоположная ситуация – происходит снижение количества зарегистрированных организаций. Антирейтинг возглавляет Республика Калмыкия: регион за год недосчитался 9,1% организаций. В Республике Северная Осетия число юридических лиц снизилось на 7,3%, в Курской области и Республике Алтай - на 6,7%.

Сам факт большого числа зарегистрированных организаций еще не говорит о качественном изменении происходящих в стране процессов: наличии устойчивого экономического роста, широкого предложения рабочих мест или высоких социальных стандартов жизни. Порой под видом реальных компаний создаются фиктивные фирмы-однодневки для участия в серых финансовых схемах, поэтому в современных условиях проверка контрагентов – это насущная необходимость.

Бизнесу для успешного развития необходимы не только понятные правила игры со стороны государства и приемлемый спрос на продукцию (услуги), но и источник длинных денег в виде инвестиций или подъемного банковского кредита. Пока сложно говорить о благоприятной конъюнктуре по известным экономическим причинам, однако нельзя отрицать, что за последние годы в России построена рыночная система, где взаимодействует множество компаний, учреждений, фирм и появились совершенно новые отрасли. Дух предпринимательства, искусственно сдерживаемый в советские годы, крепнет, а талантливых предпринимателей становится все больше.

Статья
Сведения о малом и среднем бизнесе будут внесены в реестр

В последние годы в России предпринимается немало усилий для поддержки малого и среднего бизнеса. Этой теме Информационное агентство Credinform в 2016 г. уже посвятило несколько своих публикаций: в январе "Мониторинг поддержки малого и среднего бизнеса"; апреле "Что ждет малый и средний бизнес от государства?"; и мае "Новые предельные значения дохода от предпринимательской деятельности".

Несмотря на предпринимаемые меры, пока рано назвать условия ведения бизнеса вполне благоприятными. По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», в этой категории предприятий официально работает около 17 млн человек, в числе которых около 30% - индивидуальные предприниматели (ИП) и около 70% заняты на малых и средних предприятиях (МСП). При этом доля малого и среднего бизнеса в структуре валового внутреннего продукта составляет всего 20%. В тоже время, благодаря предпринятым в последнее время усилиям, около 40% закупок для нужд государственных органов власти и государственных корпораций, осуществляемых по 44 и 223 Федеральным законам, составляют контракты с малым и средним бизнесом. Общий объем этих сделок достиг 28 млрд рублей. Увеличение объемов закупок сдерживают сложности с доступом к информации о них. На решение этой задачи направлено создание электронного реестра поставщиков малого и среднего бизнеса, который начнет действовать с 1 августа 2016 года.

Внесение малых и средних предприятий в реестр будет осуществляться автоматически Федеральной налоговой службой (ФНС). Основанием для внесения в реестр буду сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), а также представленные ИП и МСП данные о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведения о доходе и другая информация.

Для включения в реестр ИП и МСП должны соответствовать установленным для малого и среднего бизнеса требованиям: годовая выручка не должна быть более 120 млн рублей у микропредприятия, 800 млн рублей - у малого предприятия и двух миллиардов рублей - у среднего предприятия. При этом, среднесписочная численность работников микропредприятия не может быть более 15 человек, не более 100 и 250 человек - у малого и среднего предприятия, соответственно.

Сведения в реестре будут находиться в свободном доступе в течение 5 лет, начиная с даты их опубликования. Обновлять реестр предполагается ежемесячно. В числе вносимых изменений будет оперативное исключение из реестра ИП и МСП, потерявших таковой статус. В случае возникновения по этому поводу претензий со стороны компаний и предпринимателей, свое право на статус малого и среднего бизнеса им придется доказывать в налоговых органах или в судебном порядке.

Как предполагается, использование реестра поможет упростить процесс участия малого и среднего бизнеса в закупках и получения государственной поддержки. Ранее для подтверждения соответствия критериям малого и среднего бизнеса ИП и предприятиям необходимо было предоставлять соответствующие справки, а теперь достаточно внесения в реестр.

Масштаб новаций можно оценить, ознакомившись с Перечнем субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО – получателей поддержки (субсидий) в России. Этот список содержит 64 520 компаний. Доступ к нему отрыт для подписчиков Информационно-аналитической системы Глобас-i.