Вестник
Закупки поддержат экономику

Несмотря на кризисные явления в экономике, в России растет число закупок государственных компаний и бюджетных учреждений, осуществляемых в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Основное отличие двух федеральных законов, регулирующих контрактную систему, заключается в источнике финансирования. Так в закупках по 223-ФЗ заказчик оплачивает (осуществляет) поставку товара (работы, услуги) за счет собственных средств, в том числе через гранты, средства, полученные при осуществлении приносящей доход деятельности, а по 44-ФЗ - за счет средств федерального и местных бюджетов.

Всего по итогам 2015 г. было размещено более 3,0 млн извещений о закупках по 44-ФЗ, что выше на 10,4% уровня 2014 г. и почти 1,3 млн извещений о закупках по 223-ФЗ, прирост за год составил 18,4% (см. рисунок 1).

Количество извещений о закупках по 223-ФЗ и 44 (94-ФЗ)Рисунок 1. Количество извещений о закупках по 223-ФЗ и 44 (94-ФЗ)

Рост абсолютного числа закупок сопровождается значительным увеличением общей стоимости всех закупочных процедур, деньги на осуществление которых (при условии заключения договоров, контрактов) будут направлены поставщикам, что монетарно поддержит бизнес при существующих трудностях привлечения кредита и частных инвестиций (см. рисунок 2). Суммарный объем закупок по размещенным извещениям в 2015 г. оценивается в 29,5 трлн руб., что составляет 36,5% ВВП РФ (80,8 трлн руб.).

В относительном выражении, стоимость закупок по 223-ФЗ выросла за год на 29,9% (до 23,1 трлн руб.), по 44-ФЗ - на 7,2% (до 6,5 трлн руб.).

Общая стоимость закупок по размещенным извещениям, млрд руб.Рисунок 2. Общая стоимость закупок по размещенным извещениям, млрд руб.

Согласно данным рисунка 3, в 2015 г. на 9,7% увеличилась средняя стоимость одной закупки, проводимой по 223-ФЗ (до 18,2 млн руб.), а средняя стоимость закупки по 44-ФЗ незначительно снизилась - на 3,0% (до 2,1 млн руб.).

Средняя стоимость одной закупки по опубликованным извещениям, млн руб.Рисунок 3. Средняя стоимость одной закупки по опубликованным извещениям, млн руб.

По данным на 2 мая 2016 г. закупки по 223-ФЗ осуществляет 80,6 тыс. зарегистрированных заказчиков, что почти в два раза выше их количества на конец 2013 г. В закупках по 44-ФЗ (94-ФЗ) на текущий момент участвует около 260 тыс. заказчиков, и их число незначительно превышает данные конца 2013 года (см. рисунок 4), поскольку количество бюджетных организаций в России не имеет тенденции к значительному увеличению.

Количество зарегистрированных заказчиковРисунок 4. Количество зарегистрированных заказчиков

Максимальная общая стоимость контрактов в результате проведения закупок по 44-ФЗ по итогам 2015 г. была указана Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства». Управление заключило контракты на общую сумму в 228,3 млрд руб. Компания осуществляет проектирование и строительство моста через Керченский пролив. Далее в рейтинге крупнейших заказчиков следуют Департамент строительства г. Москвы – 133,6 млрд руб., и Министерство обороны РФ – 114 млрд руб. (см. таблицу 1).

Говоря об учреждениях, которые наиболее часто осуществляют закупки по 44-ФЗ, можно увидеть несколько иную картину: на первом месте находится Департамент здравоохранения г. Москвы, который в минувшем году разместил 3504 извещения о закупках, на втором месте следует Государственное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан» – 3179 закупок.

Таблица 1. Крупнейшие заказчики по сумме заключенных контрактов и количеству закупок в 2015 г. по 44-ФЗ

Наименование заказчикаСумма заключенных контрактов, млн руб.
1 Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства» 228 344
2 Департамент строительства города Москвы 133 582
3 Министерство обороны Российской Федерации 114 030
4 Федеральное космическое агентство («Роскосмос») 104 850
5 Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга 94 713
Наименование заказчикаКоличество закупок
1 Департамента здравоохранения города Москвы 3 504
2 Государственное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан» 3 179
3 Министерство обороны Российской Федерации 2 257
4 Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области 2 132
5 Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибоблфарм» 1 966

По общей стоимости закупок, осуществляемых в рамках 223-ФЗ, безоговорочным лидером выступает ОАО НК Роснефть. Суммарная стоимость лотов этого заказчика составляет 5,6 трлн руб. или более 24% от суммы всех закупок по данному ФЗ (см. таблицу 2).

А главный российский перевозчик - ОАО РЖД, наиболее часто участвует в закупках в качестве заказчика: в 2015 г. компания провела 18 182 закупочные процедуры.

Таблица 2. Крупнейшие заказчики по суммарной цене лотов и количеству закупок в 2015 г. по 223-ФЗ

Наименование заказчикаСуммарная стоимость лотов, млн руб.
1 ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» 5 609 444
2 ООО «Газпром переработка Благовещенск» 801 560
3 АО «Уралсевергаз - независимая газовая компания» 630 939
4 ООО «Кузбасская энергосетевая компания» 629 619
5 ОАО «Газпром нефтехим Салават» 603 003
Наименование заказчикаКоличество закупок
1 ОАО «Российские железные дороги» 18 182
2 ПАО «Ростелеком» 7 746
3 ПАО «Сбербанк России» 5 565
4 ПАО «Т Плюс» 5 451
5 ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» 3 569

Таким образом, контрактная система, призванная на конкурсной основе реализовывать закупочную деятельность государственных бюджетных юридических лиц, снизить коррупционную составляющую и повысить их прозрачность, превратилась к тому же в огромную систему перераспределения финансовых потоков в реальную экономику, размер которой сопоставим с квартальным ВВП России, например, за IV-й квартал 2015 г. - 22,0 трлн руб. Данный факт можно рассматривать как благо для предпринимательской среды, в условиях жесткой монетарной политики ЦБ и невозможности кредитоваться в западных банках из-за введенных санкций. К этому источнику «длинных» денег могут подключаться не только крупные поставщики, но также и малый бизнес, ИП и даже физические лица, предлагающие рынку уникальный продукт. Согласно Федеральному закону*, не менее чем 15% совокупного годового объема закупок должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства.

* Согласно ч. 1, ст.30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Рэнкинг
Рентабельность продукции крупнейших российских предприятий - производителей алкогольной продукции и этилового спирта

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг российских предприятий - производителей алкогольной продукции и этилового спирта. Для рэнкинга отобраны крупнейшие компании отрасли по объему выручки за последний имеющийся в статистическом реестре период (2014 год) и ранжированы по убыванию показателя рентабельности продукции (Таблица.1).

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства, а показатель рентабельности продукции позволяет сделать вывод о целесообразности выпуска того или иного вида продукции. Нормативных значений для показателей данной группы не предусмотрено, т.к. они сильно варьируются в зависимости от отрасли.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, рентабельность продукции и индекс платежеспособности предприятий - производителей алкогольной продукции и этилового спирта (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2014, тыс. руб.Выручка 2014 г., тыс. руб.Выручка 2014 г. к 2013 г., %%Рентабельность продукции, %Индекс платежеспособности Глобас-i
НАО АБРАУ-ДЮРСО
ИНН 2315092440 Краснодарский край
15 026 3 301 993 115 66,13 238 Высший
ООО ВИНОКОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД АЛЬЯНС - 1892
ИНН 3914010751 Калининградская область
472 723 3 612 778 95 38,04 188 Наивысший
НАО ИГРИСТЫЕ ВИНА
ИНН 7830001010 г. Санкт-Петербург
467 445 4 538 263 117 24,56 235 Высший
ООО ОМСКВИНПРОМ
ИНН 5506006782 Омская область
547 962 3 941 737 78 23,36 241 Высший
НАО МАРИИНСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД
ИНН 4213003050 Кемеровская область
177 077 4 433 126 79 20,46 250 Высший
ПАО ТАТСПИРТПРОМ
ИНН 1681000049 Республика Татарстан
1 153 257 6 996 663 95 16,91 191 Наивысший
ООО РУССКИЙ СТАНДАРТ ВОДКА
ИНН 7703286148 г. Санкт-Петербург
382 147 3 930 241 115 9,87 223 Высший
ПАО РОССПИРТПРОМ
ИНН 7730605160 г. Москва
101 259 4 427 908 197 7,22 251 Высший
ООО ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА
ИНН 5006008213 Московская область
229 445 10 220 701 92 5,59 220 Высший
ООО ЛВЗ КРИСТАЛЛ-ЛЕФОРТОВО
ИНН 1328005717 Республика Мордовия
109 793 4 438 155 235 5,01 272 Высший

На первой позиции рэнкинга оказалось НАО АБРАУ-ДЮРСО со значением рентабельности продукции 66,13%. Высокий результат, в разы превышающий среднеотраслевой показатель 8,21%, свидетельствует о наиболее низкой себестоимости продукции в отрасли. Однако в сравнении с конкурентами данное предприятие показывает относительно скромные результаты по размеру чистой прибыли. 

Лидер отрасли по объему выручки за 2014 г. ООО ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА оказалось на предпоследнем месте ТОП-10 со значением показателя 5,59%, что ниже среднего отраслевого уровня. При этом предприятие снизило объем выручки по сравнению с предыдущим периодом на 8%.

Всем компаниям ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что говорит об их способности своевременно и в полном объеме погашать долговые обязательства.

Рисунок 1. Выручка и рентабельность продукции предприятий - производителей алкогольной продукции и этилового спирта (ТОП-10)
Выручка и рентабельность продукции предприятий - производителей алкогольной продукции и этилового спирта

В целом предприятия отрасли работают рентабельно, но демонстрируют снижение среднеотраслевого показателя рентабельности продукции с  16,91% в 2009 году до 8,21% в 2014 году. Пять предприятий из ТОП-10 показали в 2014 году снижение объемов выручки, а выручка крупнейших 100 компаний отрасли суммарно снизилась в 2014 году на 3% относительно предыдущего периода показатель и составила 117,5 млрд руб.

О снижении физических объемов производства спиртных напитков и алкогольной продукции, за исключением производства спирта, свидетельствуют и данные Росстата за 2010 – 2015 гг. (Рисунок 2 и Таблица 2).

Рисунок 2. Отгружено спиртных напитков собственного производства с 2010 г. (тысяча декалитров)

Отгружено спиртных напитков собственного производства с 2010 г
 
 
 
Таблица 2. Отгружено спирта этилового, алкогольной продукции, спиртосодержащих растворов собственного производства с 2010 г. (тысяча декалитров) 
 2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2015 г. к 2010 г., +/- %
Вина столовые 43 933,65 42 126,52 37 577,99 33 587,90 32 497,46 39 270,13 -11
Водка 92 565,87 86 308,38 97 640,37 84 587,58 63 537,87 62 816,46 -32
Коньяк 8 859,08 8 206,67 10 273,41 7 400,70 6 625,62 7 242,82 -18
Ликероводочные изделия с содержанием спирта до 25 % включительно от объема готовой продукции 3 391,34 3 155,86 3 687,68 3 393,99 2 849,62 2 729,75 -20
Ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25 % от объема готовой продукции 6 926,99 4 763,85 5 277,60 5 144,12 3 743,88 3 846,02 -44
Алкогольная продукция 220 451,01 208 910,27 206 099,73 194 149,22 165 100,34 168 622,86 -24
Спирт этиловый денатурированный 4 183,40 2 691,58 2 707,84 13 243,41 11 673,01 11 350,63 171
Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья 30 975,40 31 963,15 42 165,63 40 207,61 34 315,68 37 102,82 20

Для отрасли производства алкогольной продукции характерна высокая концентрация винодельческих предприятий в южных регионах России, т.е. ближе к источникам сырья. Об этом свидетельствует статистика Информационно-аналитической системы Глобас-i о количестве зарегистрированных в регионах компаний отрасли имеющих в статистическом реестре финансовую отчётность за 2014 г. (ТОП-10 Регионов):

1. Краснодарский край 22
2. Московская область 7
3. г. Москва 6
4. Ставропольский край 6
5. г. Санкт-Петербург 4
6. Ленинградская область 4
7. Республика Дагестан 4
8. Калининградская область 3
9. Республика Мордовия 3
10. Тверская область 3

Кроме этого, следует отметить, что основные предприятия по производству крепких алкогольных напитков сосредоточены в крупных промышленных центрах страны.